Сегодня воскресенье, 29.03.2020: публикаций: 406
Интервью. Опубликовано 15.02.2019 19:26  Просмотров всего: 8681; сегодня: 6.

Антирейдерство от Good Life Consulting: «Не тронь чужое!»

Антирейдерство от Good Life Consulting: «Не тронь чужое!»

Рейдерство в последние десятилетия стало настоящим бичом для российского бизнеса. Практически все компании, даже очень успешные и достаточно крупные, постоянно находятся под «дамокловым мечом»: ни один бизнесмен не застрахован от того, что кто-то когда-то захочет присвоить себе дело всей его жизни. Хорошо, что есть те, кто бесстрашно противостоит пиратским захватам бизнеса. На наши вопросы о рейдерстве и антирейдерстве отвечает Советник по оперативной работе и GR в консалтинговой группе Good Life Consulting Кирилл Юрьевич Кравец.

- Кирилл Юрьевич, при слове «рейдерский захват» фантазия большинства из нас рисует молодчиков в черных масках и камуфляже, громящих очередной офис. Однако это лишь «низшее звено» – рядовые исполнители чужой воли. Расскажите, кто такие рейдеры на самом деле?

Кравец К.Ю.: Если вы откроете, например, Википедию, то прочтете определение, гласящее, что рейдерство – это недружественное поглощение предприятия против воли его собственников или руководителей. Причем, часто такие источники в Интернете делают оговорку о том, что в России, или в Украине такое поглощение носит преимущественно силовой характер.

Фактически, если начать разбираться в том, что это такое и с чем едят, придем к простейшей истине: это, пожалуй, относительно честный способ отъема относительно честно заработанного капитала (бизнеса) у относительно честных людей другими относительно честными людьми или бизнесом.

Если смотреть в корень – это простая игра капитала, задача которого, как гласит «закон джунглей» – сожрать другой капитал – более мелкий. Россия, Украина и другие страны СНГ в части выбора способов развития бизнеса традиционно стараются опираться на административный ресурс, который, в свою очередь, пользуется другим простейшим инструментом – силовым давлением – вот и получается, что поглощение носит преимущественно силовой характер. Сама суть рейдерства не так уж преступна, в ее историческом (классическом) значении – вдумайтесь сами: один предприниматель в своем стремлении взрастить собственный (или управляемый им) бизнес находит способ получить средства для обеспечения такого роста, а «хищник», как рыболов на рыбалке – просто ждет момента, когда предприниматель возьмет деньги. Все, что остается – это «вытащить и съесть»…

- Как чаще всего происходит рейдерская атака? Существует ли общая схема, по которой действует большинство рейдеров?

Кравец К.Ю.: «Чаще всего», которое вы упомянули, изменяется в зависимости от места – географии бизнеса, условий существования «жертвы» и «хищника»… Давайте приведу пример: так, полагаю, будет понятнее. Рассмотрим «рейдерский захват» с разных сторон. Жил-был предприниматель Василий, который, допустим, занимался изготовлением (для начала, сборкой) светильников, ну, типа тех, что сейчас над нами – армстронги. Василий начинал собственный «бизнес», а тогда еще – просто увлечение ради небольшого дохода и чтобы руки занять, в небольшом гараже: покупал на рынке комплектующие и монтировал в потолки дома, на даче, друзьям, знакомым и т.д. светильники. Люди платили ему денежку, и он не возражал. Затем Василий стал увлекаться, стал докупать маленькие прибамбасы, специальные отверточки для сборки, особенные ключики какие-нибудь и т.д. – многие стали к нему обращаться, и он стал не успевать делать все один. А деньги текут, дело спорится. Василию – нравится. И он предлагает другу начать ему помогать или просто берет со стороны помощника – и они уже вдвоем занимаются этой работой. Так проходит, скажем, лет пять…. Бизнес Василия растет, ширится – у него уже цех, работают люди, что-то собирают из комплектующих, привезенных из Китая, что-то – из Индии, что-то из Италии, а что-то заказывают у российского производителя. Василий платит налоги и очень любит жизнь и свою работу – он уже собственник небольшого заводика.

Теперь опишем Василия: исходя из изложенного, он – фанатеет от того, что делает, искренне считает свой бизнес своей страстью, детищем, игрушкой и хобби… Какова же его главная мечта? Ключевая амбиция? Максимально расширить свое производство, разумеется! Если вы предложите такому Василию миллион долларов и отпуск на полгода, он откажется: как же его детище без него проживет? А вот если вы ему предложите миллион долларов для детища – конечно, он скажет «Да» и даже сопротивляться не будет.

И вот, для примера, появляется Петр – коммерсант, с небольшим запасом денег, который, скажем, любит просто торговать – не умеет ничего производить и созидать – а просто любит торговать или ищет способы и методы «откусить где получится». Итак, Петр приходит к Василию и набивается к Василию в торговые агенты (дилеры, дистрибьюторы – не важно). Получает небольшую скидку и приступает к работе. Все имеющиеся денежные средства Петр тратит на привлечение клиента, который купит светильники от производителя – Василия. В таком вот ритме, вкладываясь по максимуму в развитие продаж продукции Василия, Петр поднимает сбыт светильников своего партнера. Причем продает только светильники Василия, поддается, как «лошара», на манипуляции Василия, когда тот начинает выкручивать ему руки ценами, условиями и т.д. – ну, то есть, работает как персональный раб производителя Василия, постоянно увеличивая объем заказов у Васи. Спросите – для чего? Все просто: Петя понимает, что Вася все полученные средства непременно вложит в новую мулечку, плюшечку и станочек для своего производства – он, как ненасытный, будет тратить деньги на усовершенствование производственного механизма своего детища. Важно просто поймать момент, когда объем заказов, которые размещает Петя у Васи, составит хотя бы 70% от общего объема заказов, которые принимает Вася (либо по причине ограниченности рынка, либо в силу имеющейся производственной мощности). И как только указанный показатель будет достигнут, Петя может смело и в один миг переключать заказы от Васи на Сережу, Колю или Машу, которые тоже что-то производят. Вот тут Вася – попал: он будет готов и согласен на все и любые условия Пети просто потому, что другого способа выжить у него нет – он все, что мог – всадил в производство, которое сейчас себя не отбивает – продукция не продается в нужном объеме и по кредитам, которых у Васи, как водится, множество – платить нечем. Теперь Пете надо предложить Васе новую модель сотрудничества: «Ты мне долю в уставе – я тебе заказы»… Дальше – дело техники.

Вариантов и моделей для аналогичных рассуждений и примеров – огромное множество. Важно понимать: ключевая движущая сила, толкающая одного коммерсанта в пасть другого – «хищника» – это жадность. Тот, кто это лучше понимает – тот и есть рейдер. Теперь попробуйте подумать – так ли плох Петя? Стоит ли считать его плохим захватчиком или плохим человеком?

- Что входит в понятие антирейдерство? Какие мероприятия помогают защитить бизнес от захвата?

Кравец К.Ю.: Во-первых, я настоятельно рекомендую трезво, всесторонне и объективно оценивать свои риски перед каждым шагом, во-вторых, читайте каждую бумажку, которую подписываете, и интересуйтесь источником происхождения каждой копейки (цента), который принимаете или учитываете в факторе роста/развития своего бизнеса. Кроме того, старайтесь максимально жестко и точно планировать направления движения информации внутри вашего бизнеса и вокруг него – контролируйте среду, в которой обитаете. И, пожалуй, один из самых важных советов: не стоит «громко» гордиться достижениями и свершениями вашего бизнеса – каждое ваше приобретение, каждая ценность, попавшая на ваш баланс – все ярче окрашивает ваш бизнес в цвет приманки для хищников, которые живут вокруг вас.

- Какие способы борьбы с рейдерством являются наиболее эффективными? Что делать, если процесс рейдерства в отношении компании уже запущен?

Кравец К.Ю.: Вы как-то уже задавали мне аналогичный вопрос – только по другому поводу. Отвечу, наверное, также: универсального инструмента – не существует. Мастер боевых искусств никогда не ответит вам на вопрос о том, какой самый эффективный прием в драке. Самое действенное – это не попадать в драку. Так и с противодействием – не привлекайте к себе внимания хищников – и не будете «съедены». Если же вы понимаете, что процесс «отжима» (назовем это так) уже начался – посмотрите вокруг: что вы успеваете забрать – забирайте и уходите. Если вы поняли, что в отношении вас уже запущен процесс – вы слишком медлительны – базовый план простейшей рейдерской атаки учитывает практически все вероятные сценарии вашего поведения (если, конечно, это не просто силовой отъем соседнего ларька с хот-догами). В такой момент, мне кажется, следует думать о том, что может быть более выгодно для «поедающего вас хищника», чем ваш бизнес? На что можно поменяться? Что предложить за оставшуюся часть? Почему это будет интересно захватчику?

- Как борются с рейдерством специалисты Good Life Consulting?

Кравец К.Ю.: Как я сказал ранее – традиционных схем борьбы нет. Если вы обратитесь к нам на финальной стадии – то есть, вас «захватывают» – будем анализировать захватчика, его вкусы, преференции, цели и способы развития, жизнедеятельности и выживания и искать, что можно ему предложить вместо вашего бизнеса. В остальных случаях – стараемся уберечь нашего клиента от самой возможности оказаться в неприятной ситуации – то есть, просто «уводим подальше от тех мест, где может произойти драка».

Тематические сайты: Безопасность, Бизнес России, Защита бизнеса, Консалтинг
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия, Украина
Сайты регионов мира: Европа Восточная
Сайты объединений стран: СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Good Life Consulting — 8 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: www.gl-consult.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос